Статьи‎ > ‎

Порядок направления претензии

Стоит обратить внимание, что реалиями сегодняшнего дня является обязанность стороны спора, перед обращением в суд за защитой прав и интересов осуществления досудебного урегулирования спора путем направления претензии - что является требованием стороны, о добровольном / непосредственное урегулирования спора.
Согласно ч. 1 статьи 222 Госопдарського Кодекса Украины, лица, нарушившие права или законные интересы других субъектов, обязаны восстановить их, не ожидая претензию или обращения в суд.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора определен ст. 222 ГК, ст. 19 ХПК, а также рекомендациями Минюста от 23.01.07 г.. № 35-14 / 7 «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации».
По вопросу необходимости при возникновении спора сразу направлять претензию стороне?
Прежде всего, направление претензии является правом, а не обязанностью, хотя с внесением изменений в процессуальное законодательство, спорным является вопрос о диспозитивной в возможности направления претензии. (Решение ВАСУ от 24.10.06 г.. № 2/238).
 Вместе с тем, стороны правоотношений должны самостоятельно решить, желают ли они применять досудебную процедуру урегулирования споров, и если да, то указать на это в договоре.
Хозяйственный кодекс содержит перечень обязательных реквизитов претензии, перечень которых предусмотрен в ч. 3 ст. 222 ГК Украины, среди которых полное наименование юр.лица / физ.лица-предпринимателя и почтовые реквизиты заявителя (кредитора) и лица, которому она предъявляется (должник), номер претензии и дата ее предъявления, обстоятельства, по которым предъявлена претензия и т.д.
Срок, в течение которого должна быть направлена претензия, законодательством не установлено. Однако не следует забывать о сроке исковой давности - срок, в течение которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 Гражданского кодекса). Общая исковая давность составляет три года, но она может быть и намного меньше (ст. 257, 258 ГК).
Сроком рассмотрения претензии срок, длится 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен законодательством (ч. 6 ст. 222 ГК), хотя есть исключения из этого правила.
По результатам рассмотрения претензии должник уведомить заявителя письменно путем направления ответ на претензию заказным или ценным письмом или вручением ему под подпись (ч. 8 ст. 222 ГК).
Ни типовой формы, ни требований к ответу на претензию ХПК пока не содержит (с 15.12.17 г.. Действует в новой редакции).
Главным, что должен указать должник в ответе на претензию, результат ее рассмотрения - полное или частичное признание, полное или частичное отклонения с обоснованием собственной позиции.
Подытоживая вышеизложенное, необходимо определение основных предпочтений обращения лица в претензионном порядке, указанный порядок является более короткий по сравнению с судебным срок решения конфликта и бесплатность такого урегулирования (судебный сбор не уплачивается). Впрочем каждую ситуацию необходимо рассматривать отдельно, анализируя, приведет к желаемым результатам направления претензии нарушителю прав, или целесообразно сразу обратиться в суд. Окончательное решение - за вами. А наша консультация поможет вам грамота составить претензию вашему контрагенту.
Обращайтесь в Центр юридической помощи "Защита" где квалифицированный и опытный юрист поможет вам защитить Ваши имущественные права!
За более подробной информацией и предварительной записи на консультацию обращайтесь по телефону горячей линии:  + 38 (048)-783- 91- 39 - юрист Центра юридической помощи "Защита" Воскобойник Раиса Николаевна.
Звонки принимаются круглосуточно, если оператор занят мы Вам перезвоним.
Будем рады Вам помочь!