Прекращение деятельности субъекта хозяйствования

Прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации (по решению собственника или суда).

В случае слияния субъектов хозяйствования все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к субъекту хозяйствования, который образован в результате слияния. В случае присоединения одного или нескольких субъектов хозяйствования к другому субъекту хозяйствования к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных субъектов хозяйствования. В случае разделения субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов хозяйствования, образованных в результате этого разделения. В случае выделения одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта. В случае преобразования одного субъекта хозяйствования в другой к вновь образованному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования ..

Субъект хозяйствования ликвидируется:- по инициативе собственника (собственников) или уполномоченных им органов, по решению других лиц - учредителей субъекта хозяйствования или их правопреемников;

- в связи с окончанием срока, на который он создавался, или в случае достижения цели, ради которой он был создан;

- в случае окончания срока действия лицензии;

- в случае прекращения существования предпринимателя;

- в случае признания его в установленном порядке банкротом (кроме случаев, предусмотренных законом);

- в случае отмены его государственной регистрации или по решению суда (осуществление деятельности, противоречащей закону или учредительным документам, непредставление в течение года налоговых деклараций, документов финансовой отчетности, отсутствие по указанному местонахождению и др.).

Принятие решения о ликвидации предприятия - важный шаг для его владельца, ведь реализация этого шага требует осуществления полного анализа хозяйственной деятельности предприятия, увольнение всех работников и проведения окончательных расчетов с кредиторами.

Участники, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического или физического лица, обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию [16].

Владельцы, суд или орган, принявший решение о прекращении назначают комиссию по прекращению предприятия (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии), председатель комиссии или ликвидатора. Ликвидации субъекта хозяйствования может быть также возложена на орган управления субъекта, который ликвидируется. Ликвидационная комиссия помещает в печатных органах сообщение о ликвидации субъекта и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий, а явных (известных) кредиторов сообщает персонально в письменной форме. Одновременно ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности предприятия, который ликвидируется. Срок заявления кредиторами своих требований не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения. Каждая отдельная требование кредитора (в частности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования) рассматривается, после чего принимается соответствующее решение, которое направляется кредитору не позднее тридцати дней со дня получения юридическим лицом, которое прекращается, соответствующего требования кредитора.

Ликвидационная комиссия оценивает имущество предприятия, которое ликвидируется, и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке с обязательной проверкой органом государственной налоговой службы, в котором состоит на учете субъект хозяйствования.

Претензии кредиторов к субъекту хозяйствования, который ликвидируется, удовлетворяются из имущества этого субъекта. В случае ликвидации платежеспособного предприятия требования его кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Украины. В случае признания предприятия банкротом требования его кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". Претензии, не удовлетворенные из-за отсутствия имущества субъекта хозяйствования, претензии, не признанные ликвидационной комиссией, если их заявители в месячный срок после получения уведомления о полном или частичном отклонении претензии не обратятся в суд с соответствующим иском, а также претензии, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, считаются погашенными. Имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, используется по указанию вл

Имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, используется по указанию владельца. В случае ликвидации хозяйственного общества средства, оставшиеся после расчетов с кредиторами, распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных законом о хозяйственных обществах и учредительными документами общества, в шестимесячный срок после опубликования информации о его ликвидации. Имущество, переданное обществу его учредителями или участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

Предприятие считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится только после утверждения ликвидационного баланса и представление председателем ликвидационной комиссии или уполномоченным им лицом документов (регистрационная карточка, справка налоговой службы, Пенсионного фонда и др.) Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения деятельности физическим лицом - предпринимателем в порядке, определенном законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей".

Объявления о реорганизации или ликвидации хозяйственной организации или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя в течение десяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в указанный реестр подлежит опубликованию в издании специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации, в котором указываются сведения из единого государственного реестра.

Ликвидация субъекта предпринимательской деятельности в Украине более длительный и сложный процесс чем его создание. Наиболее сложным является получение справок налоговой службы об отсутствии задолженности. Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей по их решению» (от 19.05.2011р.) Определены сроки подачи таких справок. В случае если по окончании процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления кредиторами своих требований органом государственной налоговой службы или Пенсионного фонда Украины не предоставлены справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования или решение об отказе в их выдаче, председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо не ранее чем через десять рабочих дней со дня окончания такого срока приобретает право на представление государственному регистратору документов (за исключением указанных справок), для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или деятельности физического лица - предпринимателя по принципу молчаливого согласия. При наличии таких оснований государственный регистратор проводит государственную регистрацию прекращения юридического лица или деятельности физического лица-предпринимателя по принципу молчаливого согласия, о чем вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр.

Реструктуризация предприятия - осуществление организационно-хозяйственных, финансово-экономических, правовых, технических мероприятий, направленных на реорганизацию предприятия, в частности путем его разделения, изменения формы собственности, управления, организационно-правовой формы, что будет способствовать финансовому оздоровлению, конкурентоспособности предприятия, повышению эффективности производства.

Основные задачи реструктуризации предприятия следующие:

- обеспечить выживание на определенное время;

- восстановить конкурентоспособность на длительную перспективу.

Соответственно различают формы реструктуризации: оперативная, стратегическая .

Оперативная реструктуризация предприятия обычно осуществляется в течение 3-4 месяцев и предусматривает существенное улучшение его деятельности, которое достигается проведением комплекса таких оперативных мероприятий:

- созданием или выделением новых структурных подразделений;

- уменьшением дебиторской задолженности;

- уменьшением величины оборотных фондов через выявление и реализацию излишних материальных запасов;

- сокращением объема основных фондов;

- отказом от долевого участия в других предприятиях;

- прекращением вложения неэффективных инвестиций, кроме жизненно необходимых для предприятия.

Стратегическая реструктуризация предприятия направлена ​​на обеспечение длительной конкурентоспособности путем, перепрофилирования, существенного изменения производственной и управленческой структуры, материально-технической базы, слияние с другим предприятием и др.

По направлениям деятельности выделяют виды реструктуризации: управленческая, техническая, экономическая, финансовая, организационно-правовая.

Управленческая реструктуризация связана с подготовкой и переподготовкой персонала с ориентацией на современную маркетинговую, инновационную и техническую политику. Техническая реструктуризация ориентируется на обеспечение необходимого уровня производственного потенциала, технологии "ноу-хау". Экономическая реструктуризация должна обеспечивать необходимый уровень рентабельности деятельности. Это требует достижения определенного уровня текущих и капитальных расходов, гибкого ценообразования и достаточного объема продаж. Финансовая реструктуризация означает достижение субъектом хозяйствования такой структуры баланса, когда показатели ликвидности и платежеспособности удовлетворяют требования рынка, не существует проблем с погашением долговых обязательств. Организационно-правовая реструктуризация предусматривает изменения в организационной структуре предприятия, смене собственников, организационно-правовой формы.

Оценка эффективности проектов реструктуризации осуществляется по ожидаемым результатам улучшения социально-экономического и экологического состояния предприятия.

Обращайтесь в Центр юридической помощи "Защита" где квалифицированный и опытный юрист поможет вам защитить Ваши имущественные права!

За более подробной информацией и предварительной записи на консультацию обращайтесь по телефону горячей линии: + 38 (048)-783- 91- 39 - юрист Центра юридической помощи "Защита" Воскобойник Раиса Николаевна.

Звонки принимаются круглосуточно, если оператор занят мы Вам перезвоним.

Будем рады Вам помочь!